Для уверенной работы

Если в устройстве применён обычный регулятор громкости, то есть обычный переменный резистор, с тонкомпенсацией нужно работать отдельно. Специальная схема включается вместо него, если это сопротивление не было включено в цепь усилительных узлов обратной связи.

Однако при этом обязательно учитывается выходное сопротивление до регулятора громкости в предшествующем каскаде, оно должно быть намного меньше сопротивления резистора. Также учитывается входное сопротивление следующего каскада, которое обязательно должно быть больше сопротивления резистора. И чем больше разница сопротивлений, тем обеспеченнее согласование нагрузок, отчего в целом аппаратура работает увереннее.

Yamaha

Одна из самых грамотных реализаций встречается в усилителях Yamaha. Однако владельцы этой аппаратуры не только не всегда знают, зачем включить тонкомпенсацию. Как включить её, они порой не знают тоже. О предназначении уже было немного сказано. Теперь о том, где находится тонкомпенсация в усилителе Yamaha. Она выполнена не как отдельная кнопочка, а как ручка регулировки, с поворотом которой меняется и глубина коррекции вместе с громкостью, которая относительна к выбраной ранее основной ручке. Такая коррекция точно соответствует кривым на графике.

Звук становится тише ранее выбранного и «кривеет» на графике, однако на слух воспринимается гораздо ровнее. Получается, что на больших громкостях всякая коррекция отсутствует, а на малых она максимальная. Только вот среднему потребителю с невоспитанным слухом нужно совсем иное. Он привык слушать только «кривой» звук, а потому кнопка постоянной коррекции ему необходима. Самое печальное, что клиент всегда бывает прав, и многие производители потакают своим потребителям. Итог плачевный — большая часть аппаратуры «в нуле» не звучит.

Использование foobar2000 ReplayGain

Интересно отметить, что не так давно в плеере появился текстовый индикатор уровня громкости в тех самых единицах LUFS (View->Visualizations->R128 Meter):

Он показывает мгновенный и кратковременный уровень громкости — тут вы можете убедиться, что синусоида с частотой 1 кГц и уровнем 0 dBFS покажет вам 0 LUFS. Но нам вообще сейчас нужен ReplayGain сканнер. Давайте просканируем например первый диск британского ремастера «The Wall» 94-го года:

Учитывая что треки переходят один в другой и представляют собой по сути одну большую композицию, нам важно значение именно для альбома. Мы видим, сканер показал, что изменение уровня практически не требуется

Что это значит? Что альбом соответствует стандарту и его можно играть без применения каких-либо коррекций? Увы, нет.

Чтобы понять, почему нельзя играть этот альбом на этом ресивере без коррекции, надо вспомнить, что уровень громкости, который ожидает ресивер, соответствует рекомендуемому EBU R128 — -23 LUFS. А какой целевой уровень сканера RG? А вот тут разработчики плеера пошли на компромисс и выбрали уровень на 5 LU выше, т. е. -18 LUFS. Почему? Потому что иначе громкость большинства треков пришлось бы занижать значительно, а при этом теряется динамический диапазон. Т. е. шумы усилителя остаются на том же уровне, а громкость сигнала становится ниже — соотношение сигнал/шум снижается. Но тогда почему же целевой уровень не поставили еще выше? Потому что тогда бы трекам с большим динамическим диапазоном и высоким пиковым уровнем пришлось бы наоборот значительно увеличивать громкость, и они не поместились бы в шкалу цифрового звука. Это характерно например для классики — вспомните увертюру «1812» Чайковского: почти всю композицию громкость очень низкая, что даст низкую среднюю громкость; но в конце гремят выстрелы пушки, и если мы повысили громкость до высокого целевого значения, они уже окажутся выше 0 dBFS и произойдет клиппинг. Давайте как раз посмотрим на результаты этой композиции:

Что ж, мы видим что она не укладывается в шкалу даже при стандартном целевом уровне. Если мы повысим громкость на рассчитанные 2.55 дБ, то получим пик 1.37, а это означает глубокий клиппинг. Ну или же мы будем работать в режиме Apply Gain and prevent clipping according to peak, что даст нам увеличение громкости до максимального возможного без клиппинга значения, т. е. на 0.003124 (0.03 дБ) до 1.000000, а это значит мы не дотянем до целевой громкости около 2.5 дБ, что отразится на правильности воспроизведения.

Итак, выбрано было компромиссное значение -18 LUFS. И мы можем на нем остановиться, просто дожав недостающие 5 дБ коррекцией в настройках Audyssey. Но я всё же рекомендую понизить целевую громкость RG в плеере:

Рекомендую я это по двум причинам. Во-первых, когда я захочу включить фильм, мне придется возвращать коррекцию на 0. Во-вторых, именно для уже упомянутых мною композиций с широким динамическим диапазоном, R128 рекомендует оставлять запас в 23 LUFS.

Таким образом мы избавились от необходимости вручную устанавливать сдвиг громкости для тонкомпенсации, вычисляя его автоматически и занижая громкость на это значение в плеере.

Loudness

Так обозначается функция тонкомпенсации громкости на звукоусилительной аппаратуре. Что же это за функция и для чего она предназначена, многие любители музыки отвечают одинаково: для яркости звучания (некоторые даже откровенно определяют эту яркость как звук, похожий на букву V, то есть с завышенными крайними частотами — высокими и низкими). Но это вовсе не так. Высокая точность звучания — High Fidelity, или просто Hi-Fi — это как раз звук, близкий к оригиналу, соответствующий одному из определённых стандартов.

Есть даже специальная наука под названием психоакустика, которая изучает восприятие звука человеческим слухом. Процессы, которые происходят в мозге от воздействия на него звуковых волн, очень сложны. Но настройка тонкомпенсации ему вовсе не нужна. Изначально человеческий слух был предназначен не для того, чтобы слушать музыку, он был необходим для выживания, для общения с себе подобными и вовсе не снабжён функциями спектроанализатора для измерения параметров тонкомпенсации. Лучше всего человек воспринимает среднечастотный диапазон, и все ощущения изменений высоты звука вследствии его интенсивности (громкости) существуют только в его голове. И даже называются такие изменения фантомными частотами, и образуются они только в определённых условиях.

Для гитаристов

Многие гитаристы замечают при убавлении громкости своего инструмента пропорциональное пропадание в звучании верхних частот. Особенно сильно заметен этот эффект, когда на гитаре стоят синглы. Вообще-то это, как говорят специалисты, проблемой вовсе не является. Просто таким образом получается менее перегруженный и более тёмный звук, вполне пригодный для ритм-партии. Для соло громкость увеличивается, звук лучше прорезается в миксе и вообще становится ярче. Стоит просто прислушаться к своему инструменту и оставить схему как есть, без каких-либо изменений.

Причинами потерь верхних частот могут являться очень многие. Кабели и вся электроника работают в сумме как фильтр, как резистор тонкомпенсации. Особенно это видно на низких частотах, поскольку фильтр низких частот работает только до порога, переступив который, он все частоты вообще отрезает. Поэтому максимальная громкость уводит блокируемые частоты за пределы слышимого диапазона, и если вращать потенциометр (то есть понижать громкость), сопротивление цепи повышается, смещая частоту среза фильтра низких частот в тот диапазон, который мы слышим.

Пропала / Нет тонкомпенсации Windows 10

Важно! Всё зависит от комплектующих. На материнской плате ASRock Fatal1ty 990fx Killer можно было настраивать эффекты, как показано выше

Обновление до MSI B450 Gaming Plus Max полностью убрало такую возможность. В параметрах просто отсутствует вкладка улучшений. Теперь в руках пользователя Realtek Audio Control и Nahimic.

В первую очередь рекомендуем обновить звуковые драйвера. Возможно, после обновления или даже их установки появится возможность включения тонкомпенсации. Если же у Вас её попросту нет, тогда смотреть Звуковые эффекты в Диспетчере Realtek HD или Realtek Audio Control.

Обратите внимание:  Варианты сборки самодельного насоса в домашних условиях

На новом железе меня заставляют использовать приложение Nahimic 3. ПО совместимо со списком компьютеров и материнских плат от различных партнёров, таких как MSI и Gigabyte / Aorus. Сейчас логика проста. Хотите изменять звуковые эффекты? Будьте добры, установите Nahimic 3.

Заключение

  • Обычному пользователю тонкомпенсация может устранить различия громкости с учётом особенностей человеческого восприятия. В приложении Nahimic можно протестировать функцию стабилизатор звука.
  • Звуковые эффекты нужно настраивать именно под Вас. Некоторых пользователей более чем устраивает чистый звук. Другие сразу же лезут в эквалайзер и подтягивают нужные частоты. Смотрите, как настроить звук на Windows 10.
  • Включить тонкомпенсацию получается не всегда, хотя иногда она бывает и нужна. В некоторых ситуациях достаточно перейти в раздел улучшений Вашего устройства воспроизведения. Или же используйте Диспетчер Realtek HD.

Что делают регуляторы тембра и эквалайзеры?

Не будем снобами, хорошее звучание – это то, которое вам нравится. Черта с два вы будите слушать аудиофильски правильно настроенную аудиосистему, если она не приносит вам удовольствия. А чтобы была возможность «поддать баску» или, скажем, сделать звук «поярче» (да и, будем справедливы, порой и сами записи требуют какой-нибудь оперативной корректировки), как раз и может пригодиться регулятор тембра.

Если коротко то он позволяет усиливать или ослабевать отдельные области частот, или, как еще говорят, частотные полосы. Например, с помощью двухполосного регулятора тембра можно усилить, или наоборот, ослабить верхние и нижние частоты. Если к этому добавить еще и такую же регулировку по средним частотам, то это будет уже трехполосный регулятор тембра.

В общем-то, такого регулятора, как правило, уже достаточно чтобы подстроить звучание по настроению. А вот если нужна более тонкая настройка (скажем, нужно скомпенсировать особенности салона автомобиля при конкретной инсталляции), то двумя-тремя полосами можно и не обойтись, и тут как нельзя кстати окажется эквалайзер.

Эквалайзеры делятся на два типа – графические и параметрические. Суть графических эквалайзеров, та же самая, что и у регуляторов тембра, только количество полос регулирования у них больше. Каждая из них имеет фиксированную центральную частоту. Например, когда говорят (добавить эквалайзером 63 Гц), то это означает, что эквалайзер на самом деле должен услить некую полосу частот около 63 Гц.

Параметрические эквалайзеры более гибкие в настройках. Им вполне позволительно иметь и меньшее количество полос, потому как, во-первых, можно менять их центральные частоты, и во-вторых, можно выбирать, насколько широкой будет та или иная полоса (это называется «выбирать добротность» которая обычно обозначается буквой Q).

Другие варианты калибровки

Отдельно хочу сказать о тех, у кого сигнал выводится на ресивер по аналогу, или в ресивере нет встроенной системы калибровки.

В первом случае можно сопоставить уровни громкости при проигрывании по цифре (например, тестовый файл с флешки) и того же сигнала по аналогу. Если под цифровой сигнал система у вас откалибрована, вам нужно лишь отрегулировать уровень аналогового выхода — обычно через него играет громче — подкорректировав его регулятором громкости в плеере или целевой громкостью RG, или в крайнем случае регулятором ОС, таким образом чтобы громкость была ровно такой же как при проигрывании по цифре. Для сравнивания громкости можно использовать практически любой шумомер (например, приложение Андроид), качество микрофона и его калибровка в данном случае роли практически не играет.

Во втором же случае всё сложнее, и тут не обойтись без точного измерительного оборудования. А это уже тема для отдельной статьи.

На этом у меня всё

Спасибо за внимание и приятного прослушивания

Источник

«Натуральный» звук

Среди профессиональных музыкантов, обладающих абсолютным слухом, много противников такого «улучшения» звука. Аппаратура хороша только тогда, когда чисто звучит «в нуле», то есть без регулировок. Обязательно возникнет вопрос относительно восприятия звука обычным слухом, который слышит его не таким, каков он есть. Таких людей большинство, и разве не справедливо всё-таки прибегать к коррекции? Справедливо, но только если громкость малая. На большой не нужна никакая коррекция.

Звучание натуральных инструментов человек тоже вынужден воспринимать с искажением, и сравнивать звук аудиосистем можно единственно с ними. Верность звучания может оценивать только хорошо натренированный слух. И необходимо уточнить, что студийная аппаратура тонкомпенсации не имеет. Это по большому счёту обманка. Чувствительность слуха различна к разным частотам, и зависимость эта меняется от изменения звукового давления.

Исполнение

Звукоусилительная аппаратура высоких классов имеет регулятор с тонкомпенсацией, то есть её можно осуществить довольно просто. Регулятор изменяет уровень громкости и одновременно влияет на амплитудную и частотную характеристики тракта усилителя по кривым Флетчера-Менсона. По желанию пользователя можно как включить тонкомпенсацию, так и выключить, для чего предусмотрена специальная кнопочка. Самые простые звукоусилительные устройства позволяют регулировать тонкомпенсацию эквалайзером, темброблоком или даже вручную, изменяя амплитудно-частотную характеристику звукового тракта.

Можно использовать регулятор громкости с тонкомпенсацией. Многие любители аудио именно так и поступают, прислушиваясь к разнообразным мифам, легендам и заблуждениям. Главная цель — выставить на максимум высокие и низкие частоты, чтобы добиться нравящегося звука, даже если он совсем не такой на носителе, даже если это бренд. Эти люди знают, как включить тонкомпенсацию и для чего она нужна. Хорошо, что эквалайзер поддаётся настройкам, и можно довести звучание до того состояния, которое принесёт комфорт звуковым ощущениям.

Автокалибровка

Я не буду описывать процесс калибровки, скажу лишь что для максимальной функциональности калибровку следует производить через мобильное приложение Audyssey MultEQ Editor app (да, оно дорогое, оно немного глючное, но без него доступ ко всем функциям не получить). Процесс калибровки через приложение описан здесь.

Итак, система калибровки будет воспроизводить короткие тестовые сигналы, представляющие собой синусоиду с быстро повышающейся частотой. Эти сигналы она будет записывать в разных точках, находящихся в зоне прослушивания, в центре которой будет находится т. н. «sweet point» — точка, для которой характеристики воспроизведения будут равны целевым значениям. По результату анализа записей система определит расстояние до каждого динамика, АЧХ каждого динамика с учетом помещения и положения слушателя. Как результат — система откорректирует общий уровень громкости, баланс громкости динамиков, задержки, а также АЧХ каждого канала в отдельности, приведя её к эталонной (ровной, с некоторыми поправками на НЧ и ВЧ).

Что же мы теперь имеем? Теперь мы имеем аудиосистему, которая при известном уровне входного цифрового сигнала выдаёт известный уровень звукового давления. Прекрасно. Но вернёмся к тонкомпенсации. Как она работает? Она подразумевает, что воспроизводимый материал сведён с конкретным референсным уровнем чувствительности. И если этот уровень действительно таков, то децибелы на регуляторе громкости ресивера перестают быть чем-то абстрактным — они становятся реальными децибелами звукового давления — dBSPL. А при определённом положении регулятора громкости ресивера аудио играет с такой же громкостью, с каким его записывали, и именно при этом уровне громкости тонкомпенсация не выполняет эквализацию. Дальше же, если вы понижаете уровень громкости, тонкомпенсация соответственно кривым равной громкости повышает уровень ВЧ и НЧ, а если вы повышаете громкость — наоборот, понижает.

Что же это за уровень, при котором мы получим ту самую оригинальную громкость, которую подразумевал звукорежиссер? Покопавшись в настройках своего ресивера, я заметил, что на нём можно переключить шкалу громкости с «0 — 98» на «79.5dB — 18dB». 0 dB по второй шкале соответствует 80 по первой. Это и есть уровень громкости, на котором отключается тонкомпенсация. И если вы вспомните график кривых равной громкости, то поймете, что там 80 dbSPL = 80 фон, и это та сама кривая, относительно которой выполняется тонкомпенсация.

Обратите внимание:  Каркас для гамака - разновидности конструкций и этапы изготовления

Общие сведения

Долго описывать, что такое тонкомпенсация, не стану, т. к. уже сделал это (обязательно к прочтению прямо сейчас). Кроме того, очень советую почитать мою статью О понятии громкости в цифровом представлении звука и о методах её повышения — она охватывает почти все базовые знания, которые нужны для понимания текущей статьи.

Итак, повторю лишь главный момент: чтобы тонкомпенсация работала корректно, устройство, выполняющее её, должно знать, с каким уровнем звукового давления (в среднем) играет текущий звуковой материал. Этот уровень зависит от нескольких факторов:

  1. уровень цифрового сигнала (максимум — 0 dBFS);
  2. характер сигнала — его спектр;
  3. уровень регуляторов громкости + влияние любых обработчиков на громкость;
  4. уровень напряжения на аналоговом выходе звукового устройства (звуковой карты, плеера, телефона и т. п.), который зависит от схемотехники устройства;
  5. коэффициент усиления усилителя для колонок/наушников и его АЧХ;
  6. чувствительность звуковоспроизводящего устройства и его АЧХ;
  7. акустика помещения, расположение в нём динамиков и точки прослушивания.

Как видите, цепочка очень длинная и непростая. Причем чем дальше — тем сложнее делать замеры. Цифровой сигнал измерить можно прямо в плеере. Аналоговый можно тестером (если решить проблему частотного взвешивания), а чтоб замерить чувствительность динамиков и актуальный уровень звукового давления в точке прослушивания — уже нужно откалиброванное устройство с измерительным микрофоном. Но чтобы откалибровать аудиосистему мы обязаны узнать все эти неизвестные, или по крайней мере результирующее значение, которое они дают.

В данной статье я буду рассматривать калибровку для цифрового ресивера, который подключается к источникам по цифровым интерфейсам — HDMI, bluetooth или играет по DLNA. То есть в данном случае 4-й пункт упраздняется, и это прекрасно, т. к. откуда усилителю знать, какое выходное напряжение выдаёт ваша звуковая карта или другое устройство. О 1-м — 3-м пунктах мы поговорим отдельно, а вот 5-й пункт уже входит в известные для ресивера параметры (зависит от параметров заложенных в сам ресивер или регулируемых на нём — например, громкость). Ну а дальше, чтобы понять характеристики т. н. «черного ящика», который для нас и для ресивера представляет участок 6—7, мы пустим заранее заложенный в ресивер тестовый сигнал и снимем его в точке прослушивания измерительным микрофоном, который входит в комплект (а значит его характеристики измерительной системе ресивера известны).

Что можно и нужно настроить в технике этой фирмы

В зависимости от модели аудиомагнитолы пользователь имеет возможность самостоятельной регулировки таких параметров, как:

эквалайзер;
радиостанции;
язык меню;
время;
включение или отключение беспроводного протокола Bluetooth (если таковой имеется) и AUX;
активация/деактивация деморежима и прочее.

Среди всего озвученного особое внимание стоит обратить на настройку эквалайзера, а также радио, где первое пригодится для любителей слушать собственную музыку, а второе — для автовладельцев, предпочитающих музыке с диска/флешки радиостанции. Особенные регулировки необходимы также для сабвуфера

Тонкомпенсация — что это такое?

Тонкомпенсация — функция, позволяющая выровнять громкость воспроизводимых частот.

По факту — очень полезная функция, которая корректирует звук в зависимости от его громкости. Например если музыка играет тихо, то низкие частоты не так хорошо слышно, как если бы музыка играла громче. Тонкомпенсация может увеличить низкие частоты на малой громкости. Тоже самое с высокими частотами.

Вот сама настройка в свойствах звука:

Чтобы открыть настройки звука — идете в панель управления и там находите такой значок:

Опция может быть даже в диспетчере Realtek HD (это фирменный софт):

Основные моменты:

  1. При просмотре фильмов опция тоже может делать полезное дело: если актеры говорят очень тихо, то функция чуть громче сделает. И наоборот, когда в фильме например едет транспорт, то есть присутствуют громкие звуки, то функция немного убавит уровень громкости. Точнее даже не громкости — а уровень частот.
  2. Сегодня тонкомпенсация есть почти в любом современном компьютере в настройках звукового чипа (часто это Realtek). Также опция может быть и у другой техники — ресиверах, домашних кинотеатров, усилителях, телевизорах. Называться она может иначе, часто в названии содержит слово Loudness.
  3. Настройка даже была в старых усилителях 70-80-тых годах.
  4. Не стоит путать с нормализацией (Midnight) — эта опция именно отвечает за то, чтобы едва тихие звуки все таки слышно было, а громкие чтобы не глушили. Она точно полезна для фильмов. А тонкомпенсация — это почти тоже самое, только выравнивание в первую очередь не громкости, а частот (низких, высоких, средних), что в результате тоже сказывается на громкости.

Кстати о проблеме, когда шепот в фильмах едва слышно, а например стреляют когда — то грохот на всю комнату. Тут вам поможет прога Sound Lock, она создает максимальный уровень звука. Очень полезная программа.

График кривых

Этот эффект лучше всего демонстрируется с помощью графика кривых при равной громкости, который присутствует среди иллюстраций к данной статье, а как это работает, будет рассказано прямо сейчас. Изображённые на графике кривые характеризуют, как мы воспринимаем одинаковую громкость звучания на разных частотах. Чем ниже громкость (интенсивность звучания), тем больше «кривеют» линии.

Именно для исправления их кривизны и придумана тонкомпенсация, то есть для того, чтобы подгонять громкость под те значения, которые воспринимаются нами как ровное звучание. Если слушать музыку на небольшой громкости, неравномерность становится наиболее критичной для восприятия. А если громкость сигнала становится выше, слух начинает воспринимать различные частоты линейно, и в этом случае теряется всякий смысл такой коррекции.

Устранение проблемы

Кабели должны быть высококачественными, низкой ёмкости, которые гораздо меньше влияют на исчезновение верхних частот. Конечно, здесь есть и некоторые неудобства. Во-первых, такой кабель дорог, во-вторых, он жёсток и тяжёл. Длинный кабель имеет большую ёмкость, чем короткий. Здесь неудобство в том, что передвижения по сцене будут ограниченными.

Можно компенсировать потери в верхних частотах, если к незаземлённым ножкам резистора припаять конденсатор на вход и выход, тогда в схеме будет фильтр, добавляющий выходному сигналу больше верхних частот. Ёмкостью конденсатора устанавливается частота, пропускающая сигнал выше порога. И чем больше будет ёмкость, тем ниже порог частоты.

Что такое тонкомпенсация?

Наш слух – штука тонкая и довольно капризная. Проведите такой эксперимент. Включите хорошо знакомую вам запись на обычном уровне громкости. Запомните, как она звучит. Теперь начинайте уменьшать громкость. Что замечаете? В первую очередь неразличимым станут звуки на низких и высоких частотах, а вот средние будут слышны, даже тогда, когда вы выкрутите ручку чуть ли не в самый минимум. Этот опыт наглядно показывает, что мы слышим разные частотные диапазоны на разной громкости неодинаково.

Но что делать, если мы захотим послушать музыку не очень громко, просто как легкий приятный фон? мириться с тем, что часть звуков (и, кстати, не малая часть) при этом так и останется не услышанной? Избежать этого эффекта позволяет режим тонкомпенсации (loudness). Когда он выключен, то регулятор громкости увеличивает или уменьшает уровень сигнала равномерно по всем частотам. А вот если его включить, то при уменьшении громкости нижние и верхние частоты будут убывать медленнее чем средние. «Минус» нашего слуха наложится на плюс тонкомпенсации, и мы будем воспринимать такое звучание как равномерное по всему частотному диапазона на любом уровне громкости. И даже когда музыка будет играть едва слышно, мы все равно будем слышать и бас, и верхние частоты. Вот такая полезная фишка.

Обратите внимание:  Как нарисовать пасхальный натюрморт

Но реализация тонкомпенсации в автомобильных магнитолах не всегда бывает удачной. Иногда включение этого режима действует просто как регулятор тембра, задирающий бас и верхние частоты на какое-то фиксированное значение независимо от уровня громкости. Пользы от такой функции немного

Так что если есть возможность перед покупкой оценить звучание магнитолы на стенде, то можете обратить внимание на этот нюанс, в последующем он может здорово сказать на прослушивании музыки

EBU R128, loudness unit, взвешивание

Но прежде немного теории.

Актуальным стандартом, диктующим корректный уровень громкости при звукозаписи является EBU R128. Для оценки громкости в нём вводится единица loudness unit — LU. Её размерность соответствует децибелу (т. е. понижая громкость на 1 дБ вы понижаете громкость на 1 LU), но при этом абсолютное значение в LU зависит от взвешивания. Используется взвешивания типа K (k-weightng), вот как оно выглядит в сравнении с другими типами:

Взвешивание работает таким образом, что например (это можно увидеть из графика) сигнал с частотой 20 Гц будет иметь громкость на ~13 LU ниже, чем такого же уровня сигнал с частотой 1 кГц. Такое взвешивания помогает более адекватно оценить громкость звукового сигнала и также основано на кривых равной громкости человеческого слуха, с поправкой на тип сигнала (музыка и аудиодорожки фильмов. А-взвешивание, например, работает только для чистых тонов).

Рекомендуемый стандартом уровень громкости цифрового сигнала (взвешенной, заметьте) — -23 LUFS (это относительно максимума 0 LUFS, который например даст синусоида 1 кГЦ 0 dBFS). Именно с таким средним уровнем громкости добросовестные звукорежиссеры сводят сегодня аудиодорожки фильмов, оставляя таким образом хороший запас для динамики громкости, избегая клиппинга и излишней компрессии динамического диапазона.

Какую пользу из этого мы можем извлечь — читайте дальше.

Помогите понять с Loudness выравниванием и подготовкой треков на альбом в одном уровне + итд (1 онлайн

Distor-Dreamer

Да. Пришло тут осознание что я годами делаю что то не то и не так. И не хватает возможно базовой информации и понимания к подходу организации альбома финально.

Все треки довожу до релиза сам это хобби. Свожу трек в DAW как нужно и как устраивает самого себя как автора и как слушателя. Дело в том что у меня весьма экспериментальный звук и его мало понимают те кто пытался за годы его приглаживать. Суть не в этом. Последние годы бился над развитием DR диапазона в треках одного релиза. Всегда стремился его вытягивать получше. Получалось и получается. Использовал всегда TT DR Offline Meter. Вот собираюсь (в виду окончания поддержки маком 32-битного старого TT DR offline..) поменять на свежий. Но ощущение нехватки знания существующего ПО для предстоящих задач.

Вопрос о другом. Когда на руках комплект допустим 10 вавок. Они так или иначе — разноуровневые по Loudness. Сравнивать внутри DAW секвенсера в рилтайме уровни громкости всегда как то какзлось мега неудобным Задача получить комплект из всех треков в одном уровне постфактум по готовым трекам вне дау.

Я предполагаю что есть программки или плагины которые могут выравнивать уровни автоматом под одну планку. Хотя и прекрасно знаком с «услугами» в сети нейро-сервисов обещающих и мастеринг и сведение за деньги .. я не о том. Только про уровни.

Подскажите способы удобной реализации выравнивания пачки треков в одни уровень.

1. Все треки по окончанию работ над каждым в отдельности я нормализую. 2, максимизирую не в ущерб DR и так чтоб на слух дорожки сильно не выбивались. 3. скидываю в DAW все дорожки и вновь отыскиваю разницу звучания. Но тут понятно — уровни на слух все равно сложно выровнять тем более композиции разные и полно мест просадок и нарастания в материале. А как работать с метром уровней в онлайн прослушке — непонятно — выцеплять в отдельные моменты максимальные и минимальные значения?

Сегодня вот погуглил и обратил внимание что есть ряд утилит по выравниванию Loudness пачкой. Вот честно нырять неподготовленным в пакетную обработку и рассчитывать на благо чудес не хочется

Я понимаю что в целом это ручной кропотливый труд. Но речь о собственно хобби и достижения собственноручно или с применением ПО каких то элементарных вещей которые могут помочь в подтяжке уровней по алгоритмам или сравнению с референтами.

повторю — DR я контролтирую. А вот в целом уровни как то на слух сложилось. Может кто то подселиться своим опытом работы- как готовит пачку треков в один релиз? Какое ПО для контроля использует? У меня четкое предубеждение в голове — что рилтайм отслеживание не дает информативности относительно сравнения треков с конкретной четкостью, и это в теории должны быть утилиты с выводом информации о текущем состоянии уровней треков и их подтяжкой под что то одно.

Понимаю что материалов много на форуме — но алгоритмов сложенных по полочкам как и что. Вот к примеру в районе 2005 — пытался использовать комплект утилит Apple (уже и позабыл что там было) для подготовки CD c выравниванием уровней треков.. после это все вроде как пакетно умерло и стал сводить на слух.

Я честно далек от терминологии сведения и мастеринга, привык доводить результат в DAW под ключ и доведением мультидорожечно пачки к среднему арифметическому путем максимизации нормализованных дорожек треков. Последующей проверкой оффлайн уровней DR c последующей корректировкой исходных треков и новой прогонкой.

Посоветуйте ПО, если такое есть (у меня мак, но могу опираясь на вин софт поискать сам аналоги), или же какие то базовые советы дайте плиз. Именно алгоритм использования ПО по уравниванию треков в релиз по уровням технически

Речь конечно не о заказе услуг сведения мастеринга , а простого уравнивания уровней не на слух

Источник

Тонкомпенсация на практике

С момента покупки мной ресивера прошло почти две недели. Соседи наверное уже перестали удивляться громкой музыке самых разных жанров — от классики и джаза до русского репа и Мерлина Мэнсона — перемежающейся странными шумовыми и другими сигналами, и смирились с тем фактом, что рядом с ними живёт аудиофил.

Но всякое «ж-ж-ж» не с проста, как говорится. Всё это время я пытался выжать наилучший звук из того оборудования и ПО, которым располагаю — правильно откалибровав и настроив его. И могу сказать, что после чтения статей и манулов, долгих распросов на HydrogenAudio, переписки с поддержкой Audyssey Labs, в конце концов самоличных тестов и проверок (т. к. вразумительных ответов я не получил ни на HA, ни в техподдержке лаборатории), мне это наконец удалось.

И главная вещь, относительно которой у меня всё никак не складывались цифры — это тонкомпенсация. О ней я и хочу рассказать в этом материале. А именно, как настроить её на AVR с интегрированной системой Audyssey или ему подобном. Если же у вас еще нет подобного ресивера, изложенные тут принципы всё равно могут оказаться полезны для общего понимания работы и настройки тонкомпенсации.